Старинный период исторических стилей

 

Время королей

 

Барокко – стиль короля

 

Значение периода, который мы обозначили как период старинных стилей, трудно переоценить, в том числе по тому огромному влиянию, который он оказывает на современные искусства – музыку, живопись, скульптуру, литературу и, конечно, на все декоративно-прикладные искусства. Этот период по праву может называться королевским периодом, или периодом королевских стилей.

Безусловно, короли были и ранее. Но в предшествовавшие периоды не они были законодателями мод. Суровая и возвышенная готика была стилем церкви, утончённый ренессанс – стилем правящих семейств, как аристократических, так и буржуазных. Именно потакание мастеров ренессанса богатым, но зачастую лишённым вкуса клиентам и определило его вырождение в маньеризм. Закат ренессанса был роскошен и безвкусен – чрезмерная пластичность форм, нарочитая динамичность, болезненная напряжённость, подчёркнутая декоративность свидетельствовали об упадке стиля.

Барокко стало и логическим продолжением маньеризма, и выходом из него. Барокко унаследовало и пышный декор, и динамичность, но стало в отличие от близкого к вульгарности маньеризма высоким королевским стилем. Зачастую трудно, а порой и невозможно отличить произведения позднего маньеризма и раннего барокко – внешне переход не был скачкообразным. Весь набор декоративных элементов, характерный для маньеризма, мы встречаем и в произведениях мастеров барокко - картуши, волюты, рольверки, ормушли и другие. Если говорить об архитектуре, их не стало меньше, напротив, они заполнили всё пространство фасада, практически полностью маскируя плоскости, скрадывая архитектонику. Разрозненные элементы декора стали сочетаться в сложнейших композициях. Мастера XVII века вели напряжённый поиск, состязались в мастерстве, всё более усложняя изгиб и пластику.

Можно, атрибутируя те или иные произведения зодчества, долго и бессмысленно спорить, к какой эпохе их относить – это всё ещё маньеризм, или уже барокко? Однако такой «спор о завитках» будет бессмыслен, если не понять глубинные отличия барокко от всех предшествующих стилей.

Историю вообще невозможно рассматривать в отрыве от развития производства, точно также в отрыве от экономики нельзя рассматривать и историю искусств, тем более, декоративно-прикладных, которые сами по себе являются значимым сектором экономики.

1. Верасль. Старинная гравюра

Версаль, старинная гравюра

 

На протяжении всего XVII века Европа ищет выход из феодальной раздробленности, препятствующей развитию экономики. В Голландии и Англии бушуют буржуазные революции. Но если в Англии в 1642 году вспыхивает гражданская война, то во Франции в 1643 году на престол восходит король-солнце, Людовик XIV, который, несмотря на так называемую войну Фронд, сумел удержать монаршью власть. И если в Англии в 1660 году происходит реставрация монархии, но уже урезанной, конституционной, то во Франции в 1661 году начинается строительство Версаля, знаменуя собой становление абсолютизма. Не умаляя значения личности Людовика Великого, опровергнем расхожее мнение, что Франция стала абсолютной монархией лишь потому, что король-солнце объявил: «Государство – это я!» Абсолютизм был централизацией государства, дал толчок всей экономике и отсрочил Французскую буржуазную революцию более чем на столетие. И, конечно, с таким переустройством всей государственной системы одному Людовику было не совладать. Не только король, но и множество других политических деятелей видели в абсолютизме выход из феодального тупика. Для нашего исследования будет интересен один из них – Жан Батист Кольбер, министр финансов Людовика XIV, строитель Версаля. Полномочия, которыми пользовался Кольбер, хорошо отражают централизацию власти, которую ввёл Людовик. Кольбер заведовал финансами, торговлей, строительством, промышленностью и даже искусствами. Он основал Академию надписей и литературы, Королевскую академию наук, музыки и архитектуры. Версаль как явление стал возможным при полном взаимодействии изящных и прикладных искусств с промышленностью и финансами. А Версаль – это и есть барокко, барокко – и есть Версаль.

Чем же так уникален Версаль, что его возведение знаменует начало целой культурной эпохи? Во-первых, Версальский дворцово-парковый ансамбль был подлинным экономическим чудом. Основной ансамбль Версаля, состоящий из нескольких дворцов, огромного парка с множеством фонтанов и скульптур был построен менее чем за два десятилетия. Для справки: в эпоху раннего Возрождения, богатейший город Европы, Флоренция, строила знаменитый собор Санта-Мария-дель-Фьоре полтора столетия! Отметим также, что Версаль не был единственной грандиозной стройкой Франции Людовика XIV. Именно в его правление строились заводы и фабрики, которые произвели такое впечатление на Петра I, более того, вся речная сеть страны была связана воедино системой многочисленных каналов, что дало мощный толчок торговле, а это была поистине стройка века!

Во-вторых, происходит изменение мышления на всех уровнях, и наиболее отчётливо это видно именно на примере Версаля. На смену отдельным палаццо приходят дворцовые комплексы, построенные по единому замыслу архитектора. Те же изменения наблюдаем и во всех других искусствах. В музыке на смену маленьким ансамблям приходит оркестр, рождается опера, требующая десятков, а в более поздние периоды и сотен участников (исполнителей, костюмеров, декораторов, рабочих). Изменяются сами музыкальные инструменты. Компактное переносное чембало уступает место клавесину – произведению не только музыкальных мастеров, но и краснодеревщиков. Рождаются новые жанры литературы. Живописцы не только пишут отдельные полотна, но и создают серии картин для оформления огромных интерьеров. 2. Жан Берэн, дизайн столов. Конец XVII-начало XVIII в

Жан Берэн, дизайн столов. Конец XVII-начало XVIII в.

 

И, разумеется, все эти изменения самым прямым образом затрагивают предмет нашего исследования – мебель. Ещё недавно каждый предмет мебели был штучным, теперь же появляются гарнитуры однотипных стульев, столов, консолей, дополняющих общую композицию зал. Мягкая мебель только теперь становится по-настоящему мягкой, искусство обойщиков достигает высокого уровня, текстильные мануфактуры поставляют качественные гобелены для обивки.

Итак, переломными факторами, породившими новый период культуры, следует признать с одной стороны рост производительных сил, с другой – переход практически во всех сферах на ансамблевое, концептуальное мышление.

Так во всех искусствах рождается барокко – королевский стиль.

 

Готический сон Англии

 

Пика развития барокко достигает в первой половине XVIII века. В краснодеревном искусстве стиль Людовика XIV копируется всеми мастерами Европы. Копируют королевский стиль и краснодеревщики туманного Альбиона. Однако и островное положение Англии, и ряд других факторов накладывают свой отпечаток на развитие английских декоративно-прикладных искусств.

Нужно сказать, что в архитектуре Англия «проспала» всю эпоху Ренессанса. Пока вся континентальная Европа подражала итальянским зодчим, англичане упорно строили готику, от которой вся Европа решительно отвернулась ещё в XV веке. Причём, если на континенте готика была в основном стилем храмов, в Англии во множестве строились и гражданские готические здания. Это не значит, что англичане никак не развивали свою архитектуру. Английская архитектура XV-XVII веков изобилует множеством подлинных шедевров. Но все они продолжают конструктивную и эстетическую идею готики. Английская готика не стояла на месте, стиль развивался. Стиль ланцетовидных сводов сменился так называемой украшенной готикой, ему на смену пришла «перпендикулярная готика» и, наконец, пика развития английская готика достигла в стиле Тюдоров.

И только после большого пожара Лондона 1666 года в Англии начинается заимствование королевского стиля – французского барокко.

В мебельном искусстве пути английских мастеров причудливы и своеобразны. С одной стороны налицо явные заимствования, причём из двух источников. Помимо подражания стилю Людовика XIV англичане многое заимствуют у китайцев, через отдельные предметы мебели, привозимые из Кантона. С другой стороны готика ощущается как национальный стиль. В начале XVIII века это смешение, совершённое безымянными, но поистине великими мастерами, рождает чисто английский стиль мебели – стиль королевы Анны.3. Стулья в стиле королевы Анны.Стулья в стиле королевы Анны.

 

Ещё один завиток – и рококо!

 

После смерти Людовика XIV Франция пережила период регентства, когда светская жизнь переместилась из Версаля в салоны Парижа, а утончённым развратом руководил Филипп II, герцог Орлеанский. Этот период, продолжавшийся с 1715 по 1723 годы не оставил следа в архитектуре, но дал отдельный мебельный стиль – стиль французского регентства. Королевский стиль барокко при этом стал вырождаться в будуарный стиль, стиль, не отражающий могущество короля, а подчёркивающий распущенность приходящей в упадок аристократии. В этот период и во Франции идёт активное заимствование всего китайского, шинуазри. Правда, представления тогдашних европейцев о Китае настолько смутны, порой сказочны, что, надо полагать, китайские мебельщики были бы сильно удивлены, увидев «китайские» стулья, столы и туалетные столики.

 

Тем не менее, влияние китайской культуры, пусть даже понятой превратно, вскоре рождает новый королевский стиль – рококо, стиль Людовика XV. Условной датой отсчёта стиля рококо считается выход альбома графика и орнаменталиста Ж. Мондона «Первая книга форм рокайль и картель», в которой он задаёт новую моду на формы декора. Альбом вышел в печати в 1736 году.

В «чистых» искусствах не принято отделять рококо от барокко, период рококо именуется высоким барокко. Высокое барокко это Бах, Рамо, Вивальди, Гендель, словом, вершина европейской музыки. В архитектуре рококо порой с трудом отличается от барокко, хотя ряд построек атрибутируется именно как рококо. Для них характерны овальные планы помещений, тяготение к шинуазри. Ярче всего рококо проявляется именно в интерьере. Барочная вычурность и декоративность достигает максимума, полностью маскирую архитектонику как стен и потолка, так и предметов мебели. Плоскими в интерьере остаются только пол и столешницы, все другие плоскости скрадены падугами, искривлены, максимально декорированы.4. Кушетка в стиле французского рококоКушетка в стиле французского рококо

 

В 1754 году в Лондоне выходит легендарный каталог «Руководство для джентльменов и столяров, содержащее большую коллекцию самых элегантных и удобных конструкций домашней мебели в готическом, китайском и современном вкусе» («The Gentleman and Cabinet-maker's Director. Being a large Collection of the Most Elegant and Useful Designs of Houshold Furniture in Gothic, Chineese and Modern Taste»). Томаса Чиппендейла. Труд Чиппендейла в большой степени отражение французского рококо, того, что мастер называет «новейшим» стилем. В то же время рококо Чиппендейла это уже не французское, а английское рококо, которое впоследствии и будет названо именем мастера – стиль чиппендейл. 4. Стулья из каталога Т. Чиппендейла издания 1762 года.Стулья из каталога Т. Чиппендейла издания 1762 года.

 

Третий королевский стиль

 

К концу XVIII века излишняя декоративность барокко-рококо приедается, заводит в тупик: дальнейшее усиление изгиба, наращивание рокайля становится невозможным. Архитекторы и краснодеревщики ищут выход из тупика и находят его. Рождается стиль неоклассицизма, как отказ от излишней декорированности, в работе не столько с декором, как с архитектоникой здания или предмета мебели. В большой степени это был возврат к идеалам Ренессанса. Считается, что неоклассицизм был третьим королевским стилем – стилем Людовика XVI. Действительно, при дворе этого монарха произошёл поворот от рококо к неоклассицизму. Интерьер в стиле Людовика XVI обладает всеми чертами неоклассицизма. Однако утверждать, что этот, третий королевский стиль творение только Франции и её краснодеревщиков, было бы опрометчиво. 6. Стулья в стиле Людовика XVI. РепликаСтулья в стиле Людовика XVI. Реплика

 

Отход от излишне декорированной эстетики рококо намечался повсеместно, и никак невозможно преуменьшить в становлении неоклассицизма роль английского и шотландского архитектора Роберта Адама. Воспитанный в духе палладианства отцом, Адам проектирует и строит ряд зданий, отказываясь от излишнего декора, стремясь заключить свою творческую мысль в идеальной архитектонике здания. Также Адам проектирует ряд интерьеров для возведённых им зданий, где он закладывает основы неоклассического стиля.

 

В 1788 году в краснодеревном искусстве происходит революция. В Лондоне издаётся альбом «Путеводитель столяра и обойщика, или Полное собрание конструкций предметов домашней мебели как в новейшем, так и наиболее апробированных вкусах» («The Cabinet-maker and upholsterer’s guide, or Repository of designs for every article of household furniture in the newest and most approved taste»), приписываемый легендарному Джорджу Хэпплуайту. При том, что происхождение альбома темно, его выход производит переворот во всём европейском искусстве мебели. Если Адам это предтеча неоклассицизма, то Хэпплуайт его мессия. Ряд моделей Хэпплуайта настолько идеален по пропорциям и архитектонике, что воспроизводятся и по сегодня. 7. Софа дизайна Джорджа ХэпплуайтаСофа дизайна Джорджа Хэпплуайта

 

В 1789 году Францию сотрясает Великая революция. Вполне естественно, что при кардинальной смене социального устройства меняется и стиль декоративно-прикладных искусств. Период от начала Революции и примерно до конца XVIII века принято называть стилем директории. Этот стиль в архитектуре и интерьере в большой степени заимствован у Адама и Хэпплуайта.

 

В Англии последним великим представителем неоклассицизма был Томас Шератон. Первая его книга о мебели вышла в 1792 году. У Шератона немало собственных оригинальных наработок, но во многом он последует Адаму и Хэпплуайту. В период с 1792 по 1812 год в мебельных альбомах Шератона прослеживается движение от неоклассицизма к британскому ампиру.

 

 

Короли кончились, пошли императоры!

 

Во Франции с приходом к власти Наполеона Бонапарта неоклассицизм переходит в ампир – стиль уже не королевский, но императорский. Для французского ампира характерно жёсткое подчинение свободы художника воле императора. Что ж, Наполеон он и есть Наполеон.

Ампир как в архитектуре, так и в мебели характерен большей помпезностью, в декоре упором не на пластику, а на использование дорогих материалов. 8. Стул в стиле французского ампира. РепликаСтул в стиле французского ампира. Реплика

 

Англия, плавно переходя от неоклассицизма к ампиру, успела пережить ещё один культурный стиль – английское регентство. Принц-регент правил Британией с 1811 по 1820 год, но в истории искусств этот диапазон расширяют до всей первой трети XIX века. В английское регентство часто включают и позднего Шератона. В области интерьера базовым представителем стиля можно считать Томаса Хоупа – банкира, писателя, путешественника, художника и, безусловно, одного из величайших дизайнеров интерьера. Обустройство интерьера было одним из хобби Хоупа. По его прорисям было обустроено два его дома – лондонский и загородный. Альбом прорисей интерьеров был издан в 1807 году.9. Комната ваз. Томас ХоупКомната ваз. Томас Хоуп

 

Эпоху старинных стилей мы завершаем ампиром. При этом нужно понимать разницу между французским (и вообще континентальным) ампиром, и ампиром английским. Французский ампир подражал римской классике, исходя из позиции того, что Наполеон Бонапарт – суть новый римский император. Английский ампир как в архитектуре, так и в интерьере шёл несколько иным путём. При базовом подражании Риму английские архитекторы и краснодеревщики активно использовали элементы и решения мастеров всех своих средиземноморских колоний – Греции, Египта, Палестины. Английский ампир в отличие от континентального, эклектичен, сложен, порой неоднозначен.

 

 

На ампире мы заканчиваем период старинных стилей. Старинные стили начинаются классическим барокко и заканчиваются классическим же ампиром. Стили этого периода задают короли и императоры. Все они вращаются вокруг классического построения формы, разнятся в основном насыщенностью и причудливостью декора. На протяжении этого периода стили архитектуры и мебели логически проистекают один из другого. Практически все наработки этого периода определяют стили сегодняшнего интерьера, колоссально влияют на наше понимание роскоши, комфорта, богатства, уюта.

Период, следующий ампиру в архитектуре и мебели можно условно назвать периодом метаний и поиска. А поэтому о нём будет наш отдельный рассказ.

 

Артемий Юрьевич Лебедев 2019