Исторические стили. Обзор.
Под историческими стилями интерьера мы будем подразумевать стили, сформировавшиеся в Европе и частично в колониях Нового Света.
Как правило, для того, чтобы придать основательность историческим исследованиям, их начинают со времён древнейших, если возможно, то и с эпохи палеолита. Так, в нашей области существуют обширные статьи о мебели Древнего Египта, Месопотамии, древних Греции и Рима. Мы же этот древнейший период в нашу классификацию мебельных стилей включим лишь условно. Во-первых, от тех древнейших эпох сохранилось слишком мало артефактов (чаще это фрагменты), чтобы по ним можно было подлинно восстановить стиль предмета мебели. Прориси в такого рода статьях содержат слишком большую долю фантазии реконструктора, чтобы на них можно было уверенно опереться. Более-менее достоверные представления об интерьере и мебели древности можно получить лишь по изображениям и описаниям в литературе. Во-вторых, периоды Древнего Египта, Месопотамии, греческой и римской античности охватывают тысячи лет истории, за это время в ареалах этих древнейших цивилизаций сменялись царства, этносы, религии и, безусловно, стили декоративно-прикладного искусства. Поэтому выделить некий, например, древнеегипетский стиль мебели не представляется возможным.
Ассирийский барельеф с изображением стула (трона)
Весь период мебельного искусства, предшествовавший поздней классической античности, назовём архаичным. Отдельные направления и стили в этом периоде на настоящий момент выделить невозможно, и делать этого мы не станем.
Пелика с ласточкой, Евфроний, конец VI — начало V века до н. э. Изображены стулья типа курульных.
Исторические стили интерьера формировались под воздействием ряда факторов. Влияние оказывала экономика, развитие производства, освоение новых технологий и материалов, общественный строй, климат, эстетические нормы, задаваемые так называемыми чистыми искусствами, в первую очередь изобразительными – живописью и скульптурой.
Можно выделить три крупных периода исторических стилей мебели и интерьера:
-
Древний
-
Старинный
-
Поздний
Такая периодизация не является случайной. Конечно, переход от одного стиля интерьера к другому в европейском искусстве не происходил скачкообразно, каждый новый стиль впитывал в себя черты старого так, что порой даже скруплёзнейшая экспертиза затрудняется однозначно отнести некоторые предметы мебели к конкретному стилю. И всё же можно выделить определённые переломы в развитии как искусства вообще, так и декоративно-прикладного искусства в частности, которые становятся знаковыми, задают тон целой эпохе. Не откроем страшную тайну, если скажем, что для декоративно-прикладных искусств такими факторами будут в первую очередь экономические и технологические. Но, если достаточно углубиться в предмет, то можно видеть, что эти же факторы определяют новые эпохи и в «чистых» искусствах!
Под древним периодом исторических интерьеров будем подразумевать период от поздней классической античности (I-II в.в.) до позднего Ренессанса (середина XVII в.)
Трон Карла Великого, начало IX века.
Начиная с поздней классической античности до нас доходит достаточное количество артефактов, изображений, заимствований более поздних эпох, что позволяет говорить не об отдельных предметах мебели, а о стиле интерьера. Также весь этот период объединяет индивидуальный подход к созданию каждого предмета мебели. Каждый стол, стул, трон, сундук изготавливаются отдельно, в единичном экземпляре. Этот период выделяется и тем, что он поддаётся, хотя и с трудом, изучению и систематизации, несмотря на крайне незначительное количество подлинных артефактов. Большая Уэрская кровать, 1580-1590
Старинный период исторических интерьеров начинается эпохой барокко (конец XVII в.) и заканчивается ампиром (середина XIX в.)
Антуан-Робер Годре, (1680-1746), комод. Рококо.
Рост производства и развитие технологий приводят к постройке не отдельных палаццо, а огромных дворцово-парковых комплексов (Версаль), сооружаемых по выверенному замыслу архитектора. Громадные интерьеры с одной стороны требуют большого количества мебели, с другой задают ритм пространства, его единообразие, что приводит к появлению не единичных предметов мебели, а их серий (гарнитуров). Для этого периода характерна «всеевропейскость» и «парижецентричность». Законодателем мод является Франция, хотя с французскими мастерами успешно конкурируют английские краснодеревщики. И всё же французы всегда впереди – новые стили рождаются в Париже и тут же перенимаются всей Европой. Томас Хоуп. Прорись интерьера в стиле английского ампира, 1807.
Поздний период исторических стилей охватывает период с середины XIX века по середину XX. Для этой эпохи характерен поиск новых форм и выразительных средств, обращение то к одной, то к другой давно ушедшей эпохе (неоготика, бозар, историзм во всех его проявлениях), сочетание элементов, характерных для разных эпох и стилей (эклектизм). На пике эпохи происходит очередное возвращение к классицизму (модерн), но классицизм модерна эклектичен, сам модерн неустойчив, переходен – невозможно провести чёткую границу между бозаром и модерном, между модерном и ар-деко. Михаэль Тонет (1796-1871), стул №14.
Особое место в галерее стилей нового периода занимает конструктивизм, хотя он и не выпадает из общих тенденций эпохи – эпохи поиска новых как конструктивных, так и эстетических решений.
Завершает новый период исторических стилей ампир XX века – пожалуй, последнее в истории осознанное возвращение к классицизму.
Для этого периода характерно отсутствие центра моды. Заявляют о себе дизайнеры всех стран. Если бозар родился во Франции, то модерн – изобретение английское. Бидермейеру мы обязаны немцам. В то же время удачные стилистические находки как в архитектуре, так и в краснодеревном искусстве немедленно копируются всей Европой.А. М. Родченко. Интерьер рабочего клуба. Конструктивизм
Остановить ряд исторических стилей интерьера на ампире XX века нас заставляют следующие обстоятельства. Во-первых, аберрация близости – более поздние стили не воспринимаются нами как нечто, ушедшее вглубь веков, в историю. Во-вторых, стили интерьера, появившиеся после Второй Мировой войны, нельзя признать полностью сформировавшимися, в рамках этих стилей продолжается поиск, эти стили развиваются на наших глазах. Поэтому стили интерьера, родившиеся после Второй Мировой войны, мы относим к классу современных стилей интерьера.
Артемий Юрьевич Лебедев 2019