Исторические стили. Обзор.

Под историческими стилями интерьера мы будем подразумевать стили, сформировавшиеся в Европе и частично в колониях Нового Света.

Как правило, для того, чтобы придать основательность историческим исследованиям, их начинают со времён древнейших, если возможно, то и с эпохи палеолита. Так, в нашей области существуют обширные статьи о мебели Древнего Египта, Месопотамии, древних Греции и Рима. Мы же этот древнейший период в нашу классификацию мебельных стилей включим лишь условно. Во-первых, от тех древнейших эпох сохранилось слишком мало артефактов (чаще это фрагменты), чтобы по ним можно было подлинно восстановить стиль предмета мебели. Прориси в такого рода статьях содержат слишком большую долю фантазии реконструктора, чтобы на них можно было уверенно опереться. Более-менее достоверные представления об интерьере и мебели древности можно получить лишь по изображениям и описаниям в литературе. Во-вторых, периоды Древнего Египта, Месопотамии, греческой и римской античности охватывают тысячи лет истории, за это время в ареалах этих древнейших цивилизаций сменялись царства, этносы, религии и, безусловно, стили декоративно-прикладного искусства. Поэтому выделить некий, например, древнеегипетский стиль мебели не представляется возможным. 

Ассирийский барельеф с изображением стула (трона)Ассирийский барельеф с изображением стула (трона)

 

Весь период мебельного искусства, предшествовавший поздней классической античности, назовём архаичным. Отдельные направления и стили в этом периоде на настоящий момент выделить невозможно, и делать этого мы не станем.

Пелика с ласточкой, Евфроний, конец VI — начало V века до н. э. Изображены стулья типа курульных.Пелика с ласточкой, Евфроний, конец VI — начало V века до н. э. Изображены стулья типа курульных.

 

Исторические стили интерьера формировались под воздействием ряда факторов. Влияние оказывала экономика, развитие производства, освоение новых технологий и материалов, общественный строй, климат, эстетические нормы, задаваемые так называемыми чистыми искусствами, в первую очередь изобразительными – живописью и скульптурой.

Можно выделить три крупных периода исторических стилей мебели и интерьера:

  • Древний

  • Старинный

  • Поздний

Такая периодизация не является случайной. Конечно, переход от одного стиля интерьера к другому в европейском искусстве не происходил скачкообразно, каждый новый стиль впитывал в себя черты старого так, что порой даже скруплёзнейшая экспертиза затрудняется однозначно отнести некоторые предметы мебели к конкретному стилю. И всё же можно выделить определённые переломы в развитии как искусства вообще, так и декоративно-прикладного искусства в частности, которые становятся знаковыми, задают тон целой эпохе. Не откроем страшную тайну, если скажем, что для декоративно-прикладных искусств такими факторами будут в первую очередь экономические и технологические. Но, если достаточно углубиться в предмет, то можно видеть, что эти же факторы определяют новые эпохи и в «чистых» искусствах!

Под древним периодом исторических интерьеров будем подразумевать период от поздней классической античности (I-II в.в.) до позднего Ренессанса (середина XVII в.)

Трон Карла Великого, начало IX века.Трон Карла Великого, начало IX века.

 

Начиная с поздней классической античности до нас доходит достаточное количество артефактов, изображений, заимствований более поздних эпох, что позволяет говорить не об отдельных предметах мебели, а о стиле интерьера. Также весь этот период объединяет индивидуальный подход к созданию каждого предмета мебели. Каждый стол, стул, трон, сундук изготавливаются отдельно, в единичном экземпляре. Этот период выделяется и тем, что он поддаётся, хотя и с трудом, изучению и систематизации, несмотря на крайне незначительное количество подлинных артефактов. Большая Уэрская кровать, 1580-1590Большая Уэрская кровать, 1580-1590

Старинный период исторических интерьеров начинается эпохой барокко (конец XVII в.) и заканчивается ампиром (середина XIX в.)

Антуан-Робер Годре, (1680-1746), комод. Рококо.Антуан-Робер Годре, (1680-1746), комод. Рококо.

Рост производства и развитие технологий приводят к постройке не отдельных палаццо, а огромных дворцово-парковых комплексов (Версаль), сооружаемых по выверенному замыслу архитектора. Громадные интерьеры с одной стороны требуют большого количества мебели, с другой задают ритм пространства, его единообразие, что приводит к появлению не единичных предметов мебели, а их серий (гарнитуров). Для этого периода характерна «всеевропейскость» и «парижецентричность». Законодателем мод является Франция, хотя с французскими мастерами успешно конкурируют английские краснодеревщики. И всё же французы всегда впереди – новые стили рождаются в Париже и тут же перенимаются всей Европой. Томас Хоуп. Прорись интерьера в стиле английского ампира, 1807.Томас Хоуп. Прорись интерьера в стиле английского ампира, 1807.

Поздний период исторических стилей охватывает период с середины XIX века по середину XX. Для этой эпохи характерен поиск новых форм и выразительных средств, обращение то к одной, то к другой давно ушедшей эпохе (неоготика, бозар, историзм во всех его проявлениях), сочетание элементов, характерных для разных эпох и стилей (эклектизм). На пике эпохи происходит очередное возвращение к классицизму (модерн), но классицизм модерна эклектичен, сам модерн неустойчив, переходен – невозможно провести чёткую границу между бозаром и модерном, между модерном и ар-деко. Михаэль Тонет (1796-1871), стул №14.Михаэль Тонет (1796-1871), стул №14.

 

Особое место в галерее стилей нового периода занимает конструктивизм, хотя он и не выпадает из общих тенденций эпохи – эпохи поиска новых как конструктивных, так и эстетических решений.

Завершает новый период исторических стилей ампир XX века – пожалуй, последнее в истории осознанное возвращение к классицизму.

Для этого периода характерно отсутствие центра моды. Заявляют о себе дизайнеры всех стран. Если бозар родился во Франции, то модерн – изобретение английское. Бидермейеру мы обязаны немцам. В то же время удачные стилистические находки как в архитектуре, так и в краснодеревном искусстве немедленно копируются всей Европой.А. М. Родченко. Интерьер рабочего клуба. КонструктивизмА. М. Родченко. Интерьер рабочего клуба. Конструктивизм

 

Остановить ряд исторических стилей интерьера на ампире XX века нас заставляют следующие обстоятельства. Во-первых, аберрация близости – более поздние стили не воспринимаются нами как нечто, ушедшее вглубь веков, в историю. Во-вторых, стили интерьера, появившиеся после Второй Мировой войны, нельзя признать полностью сформировавшимися, в рамках этих стилей продолжается поиск, эти стили развиваются на наших глазах. Поэтому стили интерьера, родившиеся после Второй Мировой войны, мы относим к классу современных стилей интерьера.

 

Артемий Юрьевич Лебедев 2019